Какие бывают аккумуляторы?

akk2 Технологии АКБ.

При описании преимуществ АКБ (аккумуляторная батарея) мы часто слышим  такие выражения:  «кальциевая технология», «гибридная технология» и другие.  В этой статье вы сможете познакомиться с  некоторыми технологиями производства АКБ. И в зависимости от потребностей и особенностей эксплуатации вашего автомобиля сможете сами решить,  какая технологий является преимуществом именно в вашем случае.

Все рассмотренные технологии ниже связаны с тем или иным легирующим компонентом, который добавляют в свинец для достижения определенных свойств.

Сурьмянистая технология (Pb /Sb).

Эта технология считается одной из первых. При производстве АКБ сурьму начали добавлять в свинцовый сплав  для усиления прочности, так как при сильных вибрациях нелегированный свинцовый сплав разрушался.

Технология легирование свинца сурьмой усилила прочность этого сплава, что позволило в принципе применять АКБ в автомобилях.

Имея низкую стоимость и относительную стойкость к глубоким разрядам,  эта технология обладает рядом недостатков:

-процесс электролиза,  при котором вода «распадается» на водород и кислород, который начинает негативно влиять на положительные пластины, окисляя их. Что значительно уменьшает срок службы АКБ.

- Помимо этого при электролизе образуется гремучий газ (образуется при смешивании выделяемых из воды кислорода и водорода). Такой газ взрывоопасен и вреден для человека.

- эксплуатация сурьмянистой АКБ требует от автолюбителя и своевременного обслуживания. Связано это с тем, что вода постоянно испаряется, поэтому приходится следить за уровнем электролита и добавлять дистиллированную воду. При этом АКБ разряжается и требует периодического замера уровня заряда.

- АКБ с быстрым саморазрядом требуют при хранении периодической подзарядки, а при эксплуатации в автомобиле негативно на заряде будут сказываться «простои» автомобиля. Также есть ограничения по дополнительному оборудованию в авто, потребляющим энергию.

Такая технология является уже устаревшей,  и в ассортименте наших магазинов таких батарей давно нет. 

Малосурьмянистая технология.

Технология сурьмянистого производства АКБ имела настолько много минусов, что заставило разработчиков принять решение о снижении содержания сурьмы в свинцовом сплаве.  Так появилась малосурьмянистая технология, при которой в свинцовом сплаве снизили содержание сурьмы до 2%, а решение изначально важной задачи укреплении структуры сплава достигли добавлением других компонентов.

По сравнению с АКБ сурьмянистой технологии АКБ  малосурьмянистой технологии стали более стойкими к саморазряду, более безопасными и менее требовательны к обслуживанию.

В наших магазинах, например, батарея Тюмень (Tyumen Battery) 3СТ-215 относится к малосурьмянистой технологии производства АКБ. 

Кальциевая технология Ca/Ca

Несмотря на снижение содержания легирующего элемента сурьмы до 2% основные минусы,  в виде необходимости постоянного обслуживания АКБ, все же оставались. На смену этой технологии пришла кальциевая технология, при которой пластины стали изготавливать из свинцово-кальциевого сплава.  Такие АКБ полностью решили проблемы сурьмянистой технологии в вопросе обслуживания, так как стали абсолютно  необслуживаемые. Прочный кальциевый сплав исключает проблемы связанные с большим расходом воды. Благодаря низкому саморазряду хранить АКБ без подзарядки стало возможным достаточно долгий период более  года в условии невысоких температур.

Кроме того заметно улучшились и конструкционные характеристики: пластины стали тоньше, решетку стало возможно изготавливать из цельного листа проката, а не отливать.

Итак, преимущества:

1)      Низкий саморазряд.

2)      Уменьшение массы АКБ.

3)      Уменьшение испарений воды, необслуживаемые АКБ.

4)      Устойчивость к перезарядам.

 Но есть и минусы у этой технологии. АКБ кальциевой технологии не переносят глубокие разряды. Здесь следует понимать,  что при глубоком разряде такой АКБ может значительно уменьшить свою ёмкость.  

И еще один, не менее важный недостаток. Достигнув прочного свинцового сплава легированием кальция,  мы отнесли к достоинствам его тонкие пластины и уменьшение веса АКБ. Действительно, при такой технологии свинца стало требоваться меньше, так как свинец в этом сплаве стал работать эффективнее. Но именно из-за малого количества свинца в пластинах и тонкости пластин работать этим конструкционным  элементам  приходится более чем активно.  Основную нагрузку берут на себя положительные пластины. 

У таких производителей как Титан (Titan), Тубор (Tubor)Banner  положительные пластины  литые, что очень положительно сказывается  на срок службы батареи  (5-6 лет).

 

В наших магазинах можно встретить кальциевые батареи таких брендов как  Furukawa BatteryTopla и прочие.  

Ca/Ca + Silver

Это усовершенствованная кальциевая технология,  при которой пластины электрода дополнительно легируются серебром. При этой технологии,  также из плюсов  1) малая масса,   габариты батареи  при достаточно большой емкости, 2) низкая степень саморазряда, 3)еще лучше, чем кальциевая батарея, переносит циклы разряда-заряда, 4)и также практически  не требуют обслуживания.

Технология хоть и смягчает недостатки кальциевой технологии, но полностью их не исключает.

В наших магазинах АКБ кальциевой технологии+ серебро  представлены широкой линейкой: это и Тюменский медведь (Ca/Ca Silver),  и Титан (Titan Euro Silver, Titan Arctic Silver, Titan Asia Silver), Atlas  и другие. 

 

Гибридная технология Sb/Ca.

Учитывая недостатки и достоинства сурьмянистой и кальциевой технологий, производители решили частично использовать каждую технологию при производстве АКБ, взяв плюсы от одной и другой технологий, отсюда и название –гибридная.

Гибридной технологией называют свинцово-кальциевую технологию с добавлением сурьмы.

Технология заключается в том, что решетку положительного электрода изготавливают из мало сурьмянистого свинцового сплава (см. выше сурьма до 2%), а решетку отрицательного электрода изготавливают из свинцово кальциевого сплава.  Положительная решетка в несколько раз толще, чем при кальциевой технологии,  а значит, имеет достаточный запас свинца, что значительно повышает износостойкость. Эти пластины отливаются, а не «вырезаются» из прокатного листа, как мы ранее уже упоминали об этом. Благодаря такому исполнению положительного электрода срок службы АКБ гибридной технологии значительно увеличивается.

Также АКБ достаточное время может находиться без дополнительной зарядки. Аккумулятор гибридной технологии перестал быть таким чувствительным к глубоким разрядам. Он остается необслуживаемым. Но если есть необходимость, то автолюбитель может и долить воды. Свинца при данной технологии в батарее стало больше (примерно на  30%) , чем в кальциевой, это, безусловно, сказывается на цене, но увеличенный срок службы, неприхотливость в обслуживании и  эксплуатации делает эту цену,  безусловно, оправданной.

Итак, достоинства:

1) Увеличенное число циклов заряд-разряд.

2) Кальциевая пластина уменьшает выкипание.

3) Увеличенный срок службы АКБ.

В наших магазинах АКБ гибридной технологии  представлены такими брендами как:   Tyumen Battery (г. Тюмень), Tyumen BatBear (г. Тюмень) и другие.

В следующей статье рассмотрим следующий шаг эволюции производства аккумуляторов – аккумуляторы типа AGM, гелевые батареи и все возможные модификации Heavy duty, Heavy Duty Extra.

Закрыть

Отправить сообщение